Газета «Вестник»
Архив

№ 45 (984)
20 ноября 2009


Заголовки в формате RSS

Быстрее звука


Жизнь некоторых людей поразительно напоминает полет самолета. Это можно сказать и про нашего земляка, талантливого авиаконструктора Николая Зырина. 22 ноября исполнится 100 лет со дня его рождения.

Первые наши шаги – как неторопливое выруливание новой машины из ангара на старт. Годы учебы, накопления знаний и опыта – стремительный и неудержимый разбег по взлетной полосе. И, наконец, взлет… Если земные годы освещены вдохновением, дерзанием, поиском, то жизнь дейст- вительно похожа на полет к цели.

— В прежние времена, когда имена творцов авиационной техники не особо упоминались в печати, о Николае Григорьевиче, как о главном конструкторе самолетов типа «СУ-7» и «СУ-17», знал довольно ограниченный круг специалистов авиапромышленности, — сетует заместитель директора областного краеведческого музея Ирина Земскова.

Но Ирине Владимировне удалось по крупицам собрать материал о нашем земляке.

Он родился в 1909 году в рабочем поселке Измайлово Симбирской губернии в семье рабочих суконной фабрики. В юности учился на рабфаке имени Ленина. Учеба давалась легко. Любимыми предметами Зырина были физика, математика и черчение. Родители помогать не могли, поэтому, будучи студентом второго курса, Николай по рекомендации преподавателя был временно зачислен ассистентом и преподавал математику первокурсникам вечернего факультета. В своих воспоминаниях Зырин пишет: «…Студентам жилось тяжело, но никто из нас не ныл, жили одной семьей, в дружном коллективе и учились с задором, энтузиазмом. Учебу совмещали с большой общественной работой. Мне помнится шефство комсомольцев над Ивановским детским домом. Организовали шефство над кораблем „25 октября“ Балтийского флота. В 1929 году на зимние каникулы я в группе пяти комсомольцев ездил к подшефным морякам в Кронштадт. Привезли им подарки – музыкальные инструменты: гитару, мандолину, балалайку. Встреча с моряками была интересная. Но нужны были средства для организации таких встреч. Поэтому организовывались воскресники. Особенно любили разгружать баржи с яблоками, арбузами, огурцами, капустой, но не любили разгружать соль…»

…Николай Григорьевич был одним из первых выпускников МАИ. Он получил специальность «Инженер-механик по самолетостроению». В годы войны наш земляк занимался вопросами серийного выпуска, доработкой и модификацией знаменитого бомбардировщика Петлякова «ПЕ-2». Именно на этом самолете летал другой ульяновец, дважды Герой Советского Союза Иван Полбин . О «ПЕ-2», которого любовно называли «пешкой», он говорил «это не пешка, а ферзь». В Казани, а затем и в Москве Зырин работал вместе с прославленным авиаконструктором Владимиром Мясищевым, был его ближайшим помощником. Позже под руководством Владимира Челомея трудился над созданием беспилотных «самолетов-снарядов», или, как их стали называть позже, крылатых ракет. В апреле 1947 года Николай Григорьевич был направлен на завод № 134, где в должности заместителя главного конструктора впервые близко сошелся с Павлом Сухим. Это имя стоит в одном ряду с именами Туполева, Ильюшина, Микояна, Лавочкина, Петлякова, Антонова.

В это время по заданию Сталина в стране развернулась деятельность по созданию эффективной системы противовоздушной обороны. Головным по данной теме было определено конструкторское бюро под руководством сына Лаврентия Берии – Степана. Зырина, который имел опыт работы над крылатыми ракетами в ОКБ Челомея, посчитали достойным для выполнения ответственной задачи. Так он стал одним из создателей первого отечественного зенитно-ракетного комплекса ПВО «С-25», а затем — первой советской управляемой ракеты «воздух-воздух». Но призванием своим Зырин продолжал считать авиаконструирование, никогда его не оставляла надежда вернуться к проектированию самолетов. Он смог добиться перевода в ОКБ Сухого, где впоследствии проработал почти тридцать лет. Генерального конструктора самолетов Павла Сухого наивно считать гениальным одиночкой. Его сила была в коллективе, который он создавал и пестовал в течение многих лет, в его учениках. И одним из ближайших помощников стал Николай Зырин. Сухой зорко наблюдал за талантливым молодым конструктором и наконец доверил ему разработку нового самолета под индексом «СУ-7». Реальность настоятельно требовала от отечественной авиационной промышленности создания истребителей со скоростями, намного превышающими звуковые. В 1959 году Николай Григорьевич занял должность главного конструктора КБ. «СУ-7», или в просторечье «эска», с его модификациями стал одним из долго живущих военных самолетов в мире.

14 декабря 1957 года газета «Советская авиация» поместила репортаж Бориса Никитина и Игоря Чкалова об одном из испытательных полетов «СУ-7». «На площадке опытных самолетов стоит сверхзвуковой истребитель. Его совершенные аэродинамические формы невольно привлекают общее внимание. Сильно отброшенные назад крылья, стреловидное оперение, длинный, словно ракета, фюзеляж и вытянутое сопло с тонкими, как нож, закраинами заставляют думать, что эта машина создана для сверхзвукового полета и больших высот. Стрелка прибора, показывающего отношение скорости полета к скорости звука, приближается к единице. Это значит, что истребитель с секунды на секунду должен преодолеть звуковой барьер. Еще не так давно такие скорости полета считались рекордными, а сейчас в обычном полете самолет вышел на сверхзвуковую скорость. Стрелка прибора показывает уже 2000 километров в час. Вот она миновала и эту черту». Репортаж на другой день перепечатали все центральные газеты, а также зарубежная пресса.

Летные испытания показали: «СУ-7» летает быстрее и выше других. Фронтовой истребитель успешно прошел и войсковые испытания, получил путевку в строй. Но жизнь требовала создания новой авиатехники со свойствами бомбардировщика, штурмовика и истребителя. Первым отечественным самолетом с такими данными стал «СУ-7Б», в разработке которого принимал участие и Николай Зырин. «СУ-7Б» в ОКБ Сухого рассматривали не только как боевое средство сегодняшнего дня, но и как базовую конструкцию для последующей модернизации. И действительно, «СУ-7Б» явился родоначальником многих моделей истребителей–бомбардировщиков, в том числе сверхзвукового самолета, способного совершать посадки на грунт, а также «С-22-И» с изменяемой в полете геометрией крыла.

… Ульяновск Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной и Ленинской премий навещал не раз. В 1967 и 1983 годах он встречался с товарищами по рабфаку, приезжал в местное конструкторское бюро приборостроения, которое сотрудничало с ОКБ Сухого.

Приоритетом развития Ульяновской области является реализация проекта «Ульяновск – авиационная столица России». По-другому и быть не может, ведь наш край – родина знаменитого авиаконструктора.

Фотографии публикуются впервые.

Предыдущая статья  Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2019